«…в день 8 августа 1858 года по Высочайшему велению Государя Александра II
было создано «Общество охотников конного бега» в Саратове, с которого начинается
история местного ипподрома. Ипподром был оборудован в районе современной
станции Саратов-2 и дал название ближайшей улице – Беговая. подробнее...
История саратовского ипподрома восходит к середине XIX века.
Первая запись, касающаяся конских состязаний, найденная
в архивных документах, датируется 1847 годом. «Назначенные в
г.Саратове троичные, беговые и возовые испытания – оные не были
произведены по случаю холеры».
С 1846 года по 1854 год управлял нашей вотчиной губернатор
Матвей Львович Кожевников, бывший атаман оренбургского казачьего войска,
страстный любитель лошадей. В России кое-где уже существовали ипподромы
(первый был открыт в 1826 году в Лебедяни Тамбовской губернии, в 1834 году
начал функционировать московский ипподром на Ходынке), и естественно,
казак-губернатор попытался насадить конские состязания во вверенной ему вотчине.
Но первая попытка не удалась из-за холеры. (Эпидемия холеры
свирепствовала с 1847 по 1848 год.)
А вот в 1849-м вожделенная мечта Матвея Львовича реализовалась,
хотя, видимо, не в желаемом виде и объеме. Этому свидетельство – сохранившаяся
до наших дней запись: «1849 год. Из двух представленных на испытания первой пришла
тройка, принадлежавшая г-ну Аничкову. Тройка совершила, за неимением большего
удобного места, 20 верст в 48 минут и получила приз 100 рублей серебром».
Так что 1849 год можно считать началом рысистых испытаний в губернском г.Саратове.
Далее отметим в саратовском конно-беговом прошлом следующие вехи,
зафиксированные в дошедших до нас исторических документах.
«1855 год. Из суммы Государственного коннозаводства выделено Саратову
на призы для крестьянских лошадей: беговые 100 руб., возовые – 60 руб. серебром».
Очень важное событие произошло в 1858 году, когда вышел циркуляр по Управлению
Государственным коннозаводством № 6. Известно, что приложил руку к его выходу
саратовский дворянин А.А. Столыпин.
«В день 9 августа сего года учреждено в Саратове общество охотников
конского бега с тем, чтобы непременно президентом этого общества был Гражданский
губернатор и в действиях своих оно следовало уставу, рассмотренному в Комитете
Государственного коннозаводства, согласно с уставами уже существующих подобных
обществ».Для проведения рысистых бегов в районе депо РУЖД, на месте современной
Беговой улицы, около товарной станции еще не открытой Тамбовско-Саратовской
железной дороги был сооружен первый ипподром, начавший работать в 1860 году.
В 1889 году ипподром был перенесен к привокзальной площади
на место в настоящем стадиона «Локомотив». Он имел верстовой круг,
шоссированную дорожку, место для зрителей, тотализатор на бегах. подробнее...
В 1889 году ипподром был переведен на новое место близ железнодорожного вокзала
(сейчас это территория стадиона «Локомотив»), где оборудованы были и дорожки…
и конюшни, и подсобные помещения, и небольшая смотровая трибуна. Заработал на
ипподроме тотализатор, потянулась сюда по беговым дням не только знатоки и ценители,
но и обычная публика, любившая азартное зрелище. Вскоре в дни испытаний начал
функционировать на ипподроме буфет, а когда разыгрывались особо почетные призы,
на ипподроме собиралось много народа, в том числе высокопоставленных чиновников
и дворян.
В 1915 году ипподром был перенесен в район 1-й Дачной,
где осенью 1918 года пятидесятилетие ипподрома было отмечено праздничными
заездами. подробнее...
наездник саратовского ипподрома начала ХХ века
В 1919-1921 годы ипподром не работал, бега были возобновлены только в 1922 году. подробнее...
Как ни странно, в мятежном 1917 году на ипподроме было проведено
12 беговых дней, пришедшихся, естественно, на дооктябрьский период.
Еще более странно, что в 1918 году – когда началась гражданская война,
бескормица и разруха, – на ипподроме 31 раз устраивались бега. В августе
был выигран большой юбилейный приз – в честь 60-летия саратовского ипподрома.
А впрочем, и тот и другой «странный факт» говорят о живучести и практической
«вечности» конного спорта – какие бы политические события вокруг ни происходили.
В 1926 году ипподром вернули на прежнее место возле
железнодорожного вокзала. Из-за такого месторасположения с начала
Великой отечественной войны и до 1943 года ипподром не работал — на его
территории размещались военные грузы и стояла зенитная батарея.
ипподром на месте стадиона "Локомотив". 1956г.
стадион "Локомотив".
Празднование 50-летия Октябрьской революции
В 1958 году, к столетию основания, ипподром был перенесен
в район 3-й Дачной. Он занял территорию около 30 га. В день празднования
юбилея состоялась обширная беговая программа, парад и проездка на полных
махах нескольких троек, запряженных самыми красивыми лошадьми на настоящих
русских пролетках. Кучера с седоками были одеты в старинные русские наряды.
В течение трех лет ипподром работал во временных условиях. Стандартная призовая
дорожка с наклонным профилем и виражами была устроена в 1961 году. Тогда же
была готова и первая конюшня. Строительство продолжалось до 1970 года.
В новых условиях при проведении испытаний лошади начали очень быстро наращивать
резвость. Рекорды ставились один за другим.
К середине 2008 года на саратовском ипподроме в шести тренотделениях
содержалось 96 рысаков. Значительно и количество верховых лошадей (41 голова)
для скачек, конкура, выездки
*материал взят из книги саратовских краеведов В.Н. и Н.Н.Семёновых "Саратов дворянский".